Главная |
История |
Создание |
Жанры |
Фестивали |
Словарь |
Об авторе |
|
---|---|---|---|---|---|---|---|
Кинословарьа..в| г..е| ж..и| к| л..о| п, р| с, т| у..я     Панорамирование- прием киносъемки, при котором оператор поворачивает камеру в горизонтальном или вертикальном направлениях. Панорамирование используют при съемке движущихся объектов: актера, автомобиля, самолета и т.д. (панорама сопровождения) или при необходимости показа на экране больших пространств не сразу целиком, а последовательно (например пейзажа или крупного здания) - панорама обозрения.    В первом случае скорость и направление панорамирования обычно соответствуют движению снимаемого объекта, а во втором определяются его размерами, формой, а также необходимостью соблюдать ту или иную угловую скорость поворота камеры.     Панорамирование часто сочетают с движением камеры на разного рода специальных устройствах - операторских тележках, кранах, автомобилях и т.д. Это придает экранному изображению большую динамичность и позволяет соединять в едином непрерывном кадре самые различные элементы снимаемой сцены, в частности очень крупные детали с общим планом.     Пастижер- мастер, делающий парики. В гримерных мастерских киностудии имеются пастижерские мастерские, занятые изготовлением не только париков, но и бород, усов, баков, специальных волосяных накладок. При осуществлении портретного, возрастного, исторического, характерного, фантастического грима без помощи пастижера обычно не обойтись. Прическа - важный элемент внешнего облика экранного персонажа.    Перфорация- ряды отверстий, расположенных по краям кинопленки, на равном расстоянии друг от друга, служащие для ее продвижения в съемочной, копировальной, монтажной и кинопроекционной аппаратуре. Перфорирование пленки обеспечивает стабильную частоту киносъемки и кинопреокции, совмещение нескольких пленок на монтажном столе с помощью синхронизатора, а также дает возможность вести комбинированные и специальные киносъемки.    План кинематографический- термин, используемый в кинематографе для обозначения масштаба изображения, чаще всего применительно к показу человека на экране. Различают общий, средний и крупный планы, а также деталь.    Выбор того или иного кинематографического плана диктуется определенными драматургическими и актерскими задачами. Так, общий план обычно используется для того, чтобы познакомить зрителя с окружающей обстановкой, в которой действуют персонажи картины, на среднем отчетливо видны даже незначительные их движения и хорошо различаются лица, а крупный служит для показа тончайших нюансов игры актера, его мимики. Иногда выделяют также дальний план, рисующий среду буквально до горизонта.     Переход от одного плана к другому осуществляется либо монтажно, то есть путем склейки отдельных кадров, либо непрерывно внутри одного кадра. Во втором случае такой переход становится возможным благодаря движению актера или камеры. Изменение масштаба возможно и оптическим способом. В практике кинематографа широко используется сочетание всех этих способов.     Соединяя друг с другом планы различной крупности, режиссер и оператор стремятся добиться наибольшей выразительности показа на экране всего происходящего в поле зрения камеры.     Подготовительный период- важнейший этап производства фильма. В нем принимает участие весь основной состав съемочной группы. В подготовительный период по созданию художественного (игрового) фильма подбираются актеры, проводятся репетиции и кинопробы, выбираются места натурных съемок, разрабатываются изобразительное и звуковое решения фильма, календарно-постановочный план и генеральная смета. Работа съемочной группы концентрируется в постановочном проекте фильма, то есть в совокупности всей творческо-производственной документации, дополняющей и развивающей режиссерский сценарий.    Постановочный проект включает в себя: режиссерский сценарий, режиссерские, операторские и звуко-операторские экспликации, эскизы декораций, костюмов, грима, реквизита, эскизы комбинированных кадров, зарисовки отдельных кадров, съемочные кадры с указанием мизансцен, точек съемки, схем размещения осветительных приборов, необходимой съемочной аппаратуры и оптики. В нем определяется количество участников эпизодических ролей, а также участников групповых и массовых сцен. В этот период ведется также материально-техническая подготовка к выезду в киноэкспедицию.     Работы по подготовке к съемкам неигровых (научно-популярных, хроникально-документальных) фильмов имеют свои особенности, вытекающие из своеобразия этих видов кино.     Продюсер(англ. producer, от produce - производить) - в кинематографии лицо, осуществляющее организационно-финансовый, а совсем нередко и идейно-художественный контроль за деятельностью съемочной группы, обеспечивающее создание производственных, экономических и технических условий для съемок.    Пространство и время в кино    Кино называют искусством времени в формах пространства. Говоря о художественном времени в кино, принято выделять историческое, сюжетное и зрительское время.    Историческое время - это реальное, объективное время, взятое в его целостности, в соотнесении прошлого, настоящего и будущего, получившее отражение в художественном произведении, - то есть эпоха, период истории или современности, освещенные в фильме. Сюжетное время охватывает непосредственно содержание действия, организуется монтажной композицией фильма, являяся результатом тщательного отбора отснятого материала. Зрительское время - это время, в течении которого зритель воспринимает фильм и осмысливает его на основе своего жизненного и эстетического опыта.     Таким образом, основные аспекты времени рассматриваются в единстве всех жлементов содержания и формы фильма и зрительского восприятия.     Ракурс- прием операторского искусства: оптическое явление, состоящее в том, что при некоторых условиях съемки предметы на экране заметно изменяют свои привычные очертания. Ракурс широко используется для изобразительной, монтажной композиции, позволяя как бы совмещать точку съемки оператора с точкой зрения персонажа, выражать авторскую идею, показывать выразительную мимику актеров на крупных планах и т.д.    Ракурс - сильное выразительное средство, так как он непосредственно связан с психологией восприятия и способен вызвать у зрителя яркие ощущения. Так, предмет или человек, снятые с очень низкой точки, способны как бы "давить", создавать впечатление силы, превосходства. И наоборот, верзняя точка съемки может подчеркнуть слабость, приниженность того, кто снят подобным образом.     Ракурс в большей степени зависит от используемой оптики.     Рапидсъемка(ускоренная съемка) - съемка с увеличенной частотой. При проекции кадров, полученных с помощью ускоренной съемки, движение на экране представляется зрителям замедленным. Используется этот прием для сосредоточения внимания зрителей на отдельных моментах происходящего действия, для достижения специальных эффектов (например, замедленные эпизоды воспоминаний и сновидений в игровых фильмах). В научно-популярных лентах, рассказывающих об особо быстро протекающих явлениях или процессах, широко применяется метод так называемой скоростной и сверхскоростной съемки (так летящая пуля становится зримой).    При показе на экране очень медленно протекающих или длительных процессов (например, распускающийся бутон цветка) применяется метод замедленной съемки, в ходе которой снимаемые объекты фиксируются на меньшем, по сравнению с нормлаьным, количестве кадров в секунду.     Режиссер- постановщик фильма, возглавляющий весь творческий и производственный процесс создания кинокартины, автор идейно-художественной концепции фильма. Характер мировоззрения и уровень мастерства режиссера определяют идейно-эстетическую целостность фильма. В трактовке литературного сценария он воплощает свой зудожественный замысел, поэтому, как и кинодраматург, является автором картины.    Воплощая замысел, режиссер реализует его в системе избранного жанра, используя выразительные средства образного языка, при этом основой для его творчества является сценарий. В поисках социальной достоверности, художественной выразительности и глубины эмоционально-психологического анализа личности героев и среды режиссер формирует элементы пространства и времени, раскрывает конфликт и характер персонажей в их взаимодействии.     Индивидуальный замысел режиссер воплощает в совместной работе с актерами, оператором, художником, композитором, звукооператором, другими участниками съемочной группы. Как бы он не представлял себе картину, режиссер в любом случае организует и согласует все компоненты будущего произведения. Его можно сравнить с дирижером оркестра. Описанные в литературном сценарии события приобретают пластическое и звуковое воплощение в режиссерском сценарии, созданном совместно с художником и оператором. Важнейшая роль отводится разработке монтажного строя фильма.     Режиссер должен быть грамотным, квалифицированным производственником, обладать организаторским, педагогическим даром, позволяющим ему плодотворно руководить съемочной группой. |
|||||||
Евтюшкина Ирина, ВГПУ, 2009 |